Страница 3.
И последнее, о чем было сказано в данном выступлении, - дефекты хранения: к сожалению, эта группа дефектов становится все более распространенной. Заказчики забирают вещи из химчистки в полиэтиленовой упаковке и в ней же хранят изделия дома, в результате чего происходит разрушение водоотталкивающего слоя, изменение цвета, конденсация влаги с последующим окислением и образованием различных бактерий... и т.д. и т.п. Относится это и к дубленкам, и к шубам, и к пуховикам. Самое интересное, что часто в подобных случаях заказчики обвиняют в образовании дефектов химчистку. Поэтому при выдаче вещей необходимо обязательно предупреждать клиентов о том, что полиэтиленовый чехол - для транспортировки, а не для хранения. В идеале на «приемке» следует вывесить основную информацию об условиях хранения изделий, и в первую очередь - из натурального меха и кожи как самых дорогостоящих и самых капризных. И вообще, любое предприятие должно уделять максимум внимания такому важному моменту в своей работе, как информирование заказчика. Замечено, что это помогает свести к минимуму возникновение спорных и конфликтных ситуаций между предприятием и его клиентами.
Главный технолог московской фирмы «Наш город» Наталья Лонгинова рассказала о поставляемых компанией химматериалах и технологиях чешского завода Practice для обработки изделий различного ассортимента в водной среде. В этот раз в Петербурге Practica не выставлялась, зато запомнилась многим по предыдущей выставке в Москве (стенд с картонными стиральными машинами). Следует отметить, что технологии и химия Practica уже внедрены на российских предприятиях - в частности, в северной столице России они работают на ООО «Абсолютное Качество».
Об экспертизе как об основном механизме разрешения конфликтов шла речь в выступлении представителей Санкт-Петербургского Центра независимой потребительской экспертизы (ЦНПЭ). Как отметила директор Центра Е.Б. Козьякова, эта организация работает с 1991 года и проводит экспертизу качества товаров и услуг. Главная цель работы ЦНПЭ - обеспечить потребителю право обмена и возврата некачественных товаров и услуг. Согласно статистике Центра, 53% обращений потребителей связано с некачественной обувью; на втором месте идут строительно-технические услуги (аварии на коммуникациях, затопления и т.п.) - 13%; с бытовой техникой связаны 6% обращений, с мебелью - 3%. Обращения потребителей по качеству услуг химчистки составляют менее 1%. При этом, если мы рассматриваем только экспертизу одежды, 81% обоснованных заключений фиксируют наличие производственных дефектов. Остальные 19% - дефекты непроизводственного характера плюс эксплуатационные. Для сравнения - по обуви и бытовой технике это соотношение еще более впечатляющее - 89% против 11. А вот по мебели обоснованных претензий меньше - 76% против 24% необоснованных.
Руководитель отдела экспертизы одежды и обуви ЦНПЭ И.В. Радаева подчеркнула, что даже в масштабах отдела экспертизы услуг химчистки занимают всего лишь 5% (80% - экспертизы качества обуви, 15% - экспертизы качества швейных изделий). Это говорит в первую очередь о высоком профессионализме работников отрасли, особенно учитывая сегодняшний ассортимент принимаемых в обработку изделий и тот факт, что химчистке приходится работать с изделиями, которые она не производит и которые за время эксплуатации подвергались различному негативному влиянию (атмосферные осадки, светопогода и т.д.). Отрадно, что в общем и целом качество швейных изделий за последние годы несколько улучшилось, а перечень производственных дефектов, как правило, один и тот же: низкое качество шелка, недостаточный припуск, дефекты трафаретных рисунков, проблемные стразы и прочие украшения и, конечно же, комбинированные изделия, изготовленные из не совместимых между собой материалов.
Как проходит собственно экспертиза? При поступлении изделия эксперт в первую очередь внимательно изучает договор-квитанцию, на основании которого изделие было принято в обработку. Следует отметить, что если еще пять лет назад чаще всего встречались квитанции «ни о чем» - название вещи, износ и стоимость работы, - то сегодня они, как правило, заполнены подробно и профессионально. Если же в квитанции не указана степень загрязнения, дефекты материала (скажем, моле-едины у шерсти), химчистка может осложнить себе жизнь. Опять же, статистика работы ЦНПЭ показывает, что подобные ненадлежащим образом заполненные квитанции, как правило, поступают с удаленных приемных пунктов, а вот на головном предприятии таких проблем обычно не возникает.