Для современной рыночной экономики вопросы энергосбережения и ресурсосбережения в каждой сфере промышленности, а также коммунального хозяйства имеют особое значение. В наше время, ни для кого не секрет, что фактически вся механическая энергия для работы механизмов и машин получается за счет энергии электрической, посредством использования для этого электроприводов. Именно они потребляют около 65% вырабатываемой электроэнергии. Рост тарифов заставляет искать пути сокращения чрезмерных расходов на электроэнергию. Уже сегодня стоимость электрической энергии, потребляемой ежегодно средним электродвигателем, практически в 5 раз превышает его собственную стоимость, что, несомненно, свидетельствует о неэкономичности. Устранение нерационального расхода электричества всё чаще решается в наше время при помощи высоких технологий. Одним из основных направлений здесь является внедрение в коммунальное хозяйство, а также в разные отрасли промышленности регулируемых электроприводов на базе частотного преобразователя либо инвертера.
Что же представляет собой частотный преобразователь для электродвигателя? Частотный преобразователь, или согласно международной терминологии – инвертер, это ни что иное, как электронное статическое устройство, которое предназначено для управления асинхронного либо синхронного электрического двигателя переменного тока. При этом на выходе данного преобразователя формируется напряжение с переменной частотой и амплитудой. Само название данного прибора обусловлено тем фактом, что регулировка скорости вращения двигателя происходит за счет изменения частоты напряжения питания, которое подается на двигатель непосредственно от преобразователя. Таким образом, инвертер преобразует напряжение сети 220В/380 Вольт частотой 50 Герц в импульсное выходное напряжение, формирующее синусоидальный ток в обмотках двигателя частотой от нуля до 400 Герц и выше.
Что же дает преобразователь и почему из применение становится все более необходимым? Прежде всего, частотные преобразователи способны обеспечивать плавный пуск без неблагоприятных пусковых токов, ударов, а также плавную остановку электродвигателя. Кроме того, они влияют на изменение направления вращения электродвигателя. Преобразователь – это также полная электрозащита двигателей от перегрузки по току, перегрева, утечек на землю и обрыва фаз. С его помощью возможно плавная регулировка скорости вращения электродвигателя фактически от нуля и до номинального значения даже в ранее неуправляемых технологических процессах. Преобразователь способствует созданию замкнутых систем, давая возможность точного поддержания заданных параметров, с ним возможно синхронное управление несколькими электрическими двигателями и значительное уменьшение потребления электроэнергии, благодаря оптимальному управлению электродвигателем с учетом нагрузок. Кроме всего прочего, данный прибор – это еще и залог увеличения срока службы электрического привода и оборудования, залог повышение надежности, а также долговечности эксплуатации оборудования, упрощение технического его обслуживания и т.д. Поэтому эти приборы также необходимы, как и аккумуляторы для резервного питания, без которых сегодня обойтись практически невозможно.